Одной из серьёзных проблем при десантировании грузов при помощи парашютов является обеспечение скорости, близкой к нулю, при касании земли. На сегодняшний момент для этого используются две основные концепции построения парашютной системы. Первая заключается в использовании нескольких куполов, для понижения вертикальной скорости, и использовании амортизаторов при касании земли. Основными недостатками применение амортизаторов являются: малая скорость снижения и, как следствие, невысокая точность, достаточно большие перегрузки и возможность опрокидывания, особенно при сильном боковом ветре.
Вторая концепция заключается в использовании тормозных твердотопливных установок. Недостатками парашютно–реактивной системы посадки являются: организационные и технические трудности при работе со взрывчатым веществом, зависимость характеристик реактивной системы от её температуры, сильное виброакустическое воздействие на близлежащие объекты, в том числе и десантируемый груз, а также возможность возгорания подстилающей поверхности.
В качестве альтернативы перечисленным способам предлагается использование парашютной системы с длинным упругим линейным подвесом (звеном). Во время снижения на парашюте упругий элемент при растяжении может накопить значительную упругую энергию, которую можно использовать для гашения вертикальной скорости при посадке. Предлагаемая концепция свободна от недостатков традиционных способов, перечисленных выше.
Одним из способов технической реализации предложенной идеи является “схема тандем”. Её можно применять для десантируемых грузов, которые можно разделить на две части с разной степенью восприимчивости перегрузок при ударе о землю.
Для подвеса груза к парашюту предлагается использовать длинное упругое (резиновое) звено. Груз разделяется на две части (m1 и m2), соединенных тросом. Парашютная система в полёте состоит из (сверху вниз) парашюта, растянутого звена, m1, троса, m2. Груз m2 касается посадочной площадки со скоростью снижения от 5 до 30 м/с. Упругое звено, растянутое весом обоих грузов сокращается, подтягивает к себе оставшийся m1, уменьшая его скорость до нуля. Для мягкой посадки m1 необходимо правильно подобрать: площадь парашюта, жёсткость резинки, соотношение масс m1 и m2, длину троса.
Предлагаемая система мягкой парашютной посадки может использоваться для доставки специальных грузов ВДВ, МЧС, ФСБ, ФСО, Министерства обороны, обеспечения посадки космических аппаратов на Землю и другие планеты с атмосферой, спасения ступеней и двигателей ракет-носителей, беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в т.ч. коптеров и квадрокоптеров.
Презентация Журина С.В.: "Использование упругого звена для организации мягкой парашютной посадки".
Видео №1 к презентации: "Маневр "подрыва парашюта".
Видео №2 к презентации: "Многокупольная парашютная система ".
Видео №3 к презентации: "Парашютно - реактивная система".
Видео №4 к презентации: "Моделирование мягкой посадки".
Видео №5 к презентации: "Сброс с вышки экспериментальной парашютной системы".
Статья Журина С.В. "Парашютно-реактивная система мягкой посадки с упругим звеном".